Get Adobe Flash player
Баннер

                                        

Происходящие сегодня в стране политические и социально-экономические изменения оказали серьезное влияние на все стороны жизни и деятельности людей. Это привело к изменению ценностных ориентаций молодежи, разрушение сложившихся нравственно-этических норм, традиций, семейного уклада, вытеснению духовных потребностей, ослаблению воспитательной функции семьи, самоустранению большей части родителей от духовно-нравственного воспитания детей. Духовный человек - это, прежде всего, результат семейного и общественного воспитания.

Роль семьи в жизни человека очень велика. И педагоги, и психологи, и социологи утверждают,  что именно семья стоит у истоков формирования личности. «Именно в ней дети просто и естественно приобщаются к жизни, учатся чувствовать, думать, переживать» (А.М.Прихожан и Н.Н.Толстых).

«Необходимо растить будущих отцов и матерей, мужчин и женщин,- заключает В.А. Сухомлинский, утвердивший в своей школе культ матери,- потому что     они-то и становятся подлинными гражданами, тружениками, гордостью и нравственной опорой нации».

Счастлив тот ребенок, который родился в хорошей, доброй, умной семье. А как быть сотням детей, которые не по своей воле лишены домашнего очага и родной семьи, любви матери и заботы отца? Для них открываются все новые и новые учреждения различных видов: сиротские детские дома, детские общины, создаются патронатные семьи. Но на этом этапе главными, самыми многочисленными и основными остаются традиционные детские дома.

Дети, оказавшиеся в детском доме, либо не имели семьи, либо она оставила в памяти ребенка желчь обиды от многих переживаний, которые пришлось перенести им. В душе ребят надолго поселяется холод одиночества из-за недоверия всем людям. Самая гнетущая боль возникает в детских сердцах от осознания предательства, совершенного по отношению к ним близкими людьми. По своему психологическому развитию дети, растущие в детском доме, отличаются от своих сверстников, воспитывающихся в семье. Их развитие идет по особому пути, формируются специфические черты личности. Они не лучше и не хуже, чем у домашнего ребенка. Они просто другие.

Администрация и коллектив нашего  детского дома задумались над тем, как же создать в казенном учреждении  домашнюю атмосферу? Как вырастить из воспитанников детского дома хороших отцов и матерей, способных в дальнейшем создать свою нормальную семью? Ведь для тех, кто провел детство в стенах детского дома, создание своей собственной семьи является едва ли не самой заветной мечтой.  Однако, они чаще, чем домашние сверстники, терпят неудачи, оказываются неспособными создать и сохранить благополучную семью. Среди тех, кто  отказывается от своих детей в роддоме, к сожалению, немало молодых матерей из числа детей-сирот.

Подготовка к самостоятельной взрослой семейной жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является серьезной и очень сложной проблемой, актуальность которой обуславливается тем, что дети, лишенные воспитательного воздействия кровной семьи, оказываются неспособными создать свою семью, воспитать своих детей, которые затем повторяют их судьбу, пополняют детские дома. Несформированные практические навыки ведения домашнего хозяйства приводят к тому, что семейный быт превращается в тяжкий крест, отравляет жизнь, снижает благосостояние семьи. В педагогической науке данной проблеме не уделяется должного внимания, отсутствуют государственные программы для детских домов. В России нет государственных разработанных технологий, программ воспитания детей-сирот.

             Можно научить ребенка какому-то ремеслу, соблюдению правил культурного поведения, дать ему хорошие знания, привить эстетический вкус и  т. д.,  но если его не научить жить  в семье, не сформировать чувство ответственности за своих будущих детей, он будет практически лишен возможности иметь нормальную семью. Такой человек не состоится как личность и просто потеряется в жизни.

             Мы считаем,  если дети организованы в семьи, то и вся эта работа должна осуществляться  через семью, а не параллельно ей. Вся жизнь детей в подобном детском доме должна быть максимально приближена к жизни в благополучной семье. Это не только обеспечение жилищных и других бытовых условий, а само содержание работы, взаимоотношения  между детьми и детей с воспитателями, вся атмосфера в доме. Дети понимают, что живут не с родственниками, однако, будучи на протяжении всего пребывания в детском доме членами одной семьи, получают реальный опыт семейной жизни. Они могут участвовать в  ведении домашних дел, вести хозяйство, испытывать естественные чувства заботы, защищенности,  учиться оценивать действительность и своё будущее.

             Итак, подготовка к самостоятельной взрослой семейной жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является серьезной и очень сложной проблемой, актуальность которой обуславливается следующим:

    -  дети, лишенные воспитательного воздействия кровной семьи, оказываются неспособными создать свою семью, воспитать своих детей, которые затем повторяют их судьбу, пополняют детские дома;

    -  несформированность практических навыков ведения домашнего хозяйства приводит к тому, что  семейный быт превращается в тяжкий крест, отравляет жизнь, снижает благосостояние семьи;

    -  данной проблеме не уделяется должного внимания в педагогической науке;

    -  отсутствуют государственные  программы для детских домов.

Исходя из вышеуказанного,  мы обратились к разработке программы  «Семейный очаг».

 

 

Цели и задачи программы «Семейный очаг».

 

   Первоначальная организация жизни детей в нашем детском доме складывалась, как и во многих детских домах, по привычному стандарту: дети распределялись в группы по возрастному и половому признаку, группы девочек, мальчиков и дошкольная группа. Дети из одной семьи распределялись по разным группам, что иногда приводило к их разобщению, старшие не всегда проявляли заботу о младших детях, ослаблялись родственные чувства между детьми. Воспитательная работа в интернатных учреждениях не всегда адекватна сегодняшним требованиям, государственная система образования и социальной защиты рекомендует активизировать работу по совершенствованию деятельности в учреждениях, ориентируясь на формы семейного воспитания. Возникла острая необходимость создать свою  программу  семейного воспитания детей в условиях детского дома. Изучив опыт работы других детских домов  и с учетом своего педагогического опыта,  материальной базы детского дома,  мы разработали программу «Семейный очаг». Работу по данной программе мы начали   с  перехода на новую организационную структуру, системообразующим фактором которой стало совместное проживание братьев и сестер в одной группе-семье, независимо от возраста детей.

Основные цели программы:                                               

       -  определить возможности государственного учреждения (при создании определенных условий, структуры, содержания и разработке форм работы с детьми);        

        -  воспитать ребенка, способного в будущем самостоятельно создать нормальную семью, обеспечить полноценную жизнь в ней, способных вырастить своих детей (профилактика сиротства);               

        -  подготовить ребенка к взрослой жизни, научить ориентироваться в различных жизненных ситуациях;                  

     - заменить не отца и мать, а их влияние, обеспечить полноценное детство, научить всему, что умеют и знают дети из благополучных семей.

 

Структура и содержание программы.

 

Программа «Семейный очаг» разработана в соответствии с Типовым положением об    образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,    президентской программой «Дети- сироты», Федеральной целевой программой «Дети-сироты», с  Уставом государственного образовательного учреждения для детей сирот и детей, оставшихся без  попечения родителей Куганакский детский дом и на основании практического опыта работы в    детском доме.                                                 

Программа «Семейный очаг» состоит из   трех  блоков:

1.   «Семья. Основы семейных отношений. Функции семьи»,

2.    «Роль семьи в воспитании детей»,

3.    «Семейный бюджет. Хозяйство семьи  и трудовое воспитание».

В каждом блоке разработано по несколько тем, которые, в свою очередь, имеют по  четыре  узловых вопроса. Эти вопросы распределяются между воспитателями, что позволяет избежать накладок. Каждая тема изучается в течение двух месяцев. Содержание одного блока раскрывает какую-то одну сторону семейной жизни. Поэтому, чтобы у детей не сложилось однобокого представления о жизнедеятельности семьи, необходимо в течение года изучить по теме из каждого блока.

Кроме того, в программе определены общие задачи и конкретные (на каждый год) темы педсоветов. Программа циклична, она повторяется каждые три  года. Ребенок, находясь в детском доме, осваивает ее дважды: в младшем возрасте - в простой, доступной форме и в старшем - более глубоко и основательно.

Практическая работа по программе проходит ряд этапов. Реорганизация жизненного пространства детского дома, создание условий быта и жизнедеятельности, максимально приближенных к домашним.

Группы создаются по семейному принципу. Комната рассчитана на 2- 3 человека (в основном это дети, которые находятся в родственных отношениях), в комнате у каждого воспитанника имеется кровать, учебный стол, тумбочка. Отдельно учебных и игровых комнат нет.

Упор делается на привитие детям навыков
семейного быта, воспитание добрых чувств к своим братьям, сестрам. Дети
переводятся на полное самообслуживание в группе.   График    дежурства    по    группе
устанавливается внутри группы. Основной упор в работе делается на старших членов семьи. В группе каждый день в конце дня проводится воспитательный час с подведением итогов.

Система воспитательной работы полностью переводится на программу семейного воспитания: массовые мероприятия проводят заместитель  директора по УВР, социальный педагог, психолог, инструктор по физической подготовке. За спортивные, развлекательные, познавательные мероприятия в группе отвечают воспитатели. Один раз в неделю согласно графику в группе проводится тематический воспитательный час - специально организованное занятие с детьми по подготовке их к взрослой самостоятельной жизни.

В план воспитательной работы детского дома были дополнительно внесены мероприятия по семейному воспитанию. Это  такие конкурсы и мероприятия, как «Сестренки и братишки», «Самая дружная семья», «Семейный сабантуй», «Бережливый семьянин» и т. д.

Воспитатели    способствуют  появлению  в каждой группе  своих традиций, своего уклада (вечерние семейные чтения, субботние вечера, походы в любимые места отдыха), что сплачивает детей, создает атмосферу сердечности и человеческой близости. Проводится  работа со всеми  детьми по приобретению простейших   навыков шитья, штопанья, работы по дереву,  с сантехникой.   Оборудован кабинет социальной адаптации, где воспитанники приобретают практические навыки приготовления различных кулинарных блюд.           

В рамках семейного воспитания проводится работа и по другим направлениям:

- гражданско-правовое воспитание,

-   нравственное воспитание,

-   трудовое воспитание,

-физическое  воспитание,

 -экологическое и художественно-эстетическое,

 -профессиональное самоопределение.

Летом работа по программе не сворачивается. Все дети отдыхают в летних оздоровительных лагерях и санаториях, ходят в походы и отдыхают на природе. В течение лета они продолжают теоретически и практически осваивать навыки  ведение домашнего хозяйства на приусадебном участке.

В основе организационной структуры детского дома лежит принцип «замещающей семьи», где воспитательный процесс строится следующим образом:

Структурные компоненты:

·                  сложившиеся традиции детского дома, в том числе общие праздники;

·                  комплекс спортивно-оздоровительных мероприятий;

·                  организация досуговой деятельности через кружки и секции;

·                  групповые занятия;

·                  работа Совета воспитанников.

 

Ведущие технологии, методики:

·   создание развивающей среды;

·   единство педагогических требований;

·   здоровьесберегающие методики;

·   психолого-педагогическое сопровождение;

·   социальная реабилитация, защита прав и интересов ребенка;

·   допрофессиональная и трудовая подготовка, бытовая адаптация;

·   нравственно-этическое воспитание.

 

Специально организованы занятия по семейному воспитанию.

 

Результативность работы по программе «Семейный очаг».

 

Результативность работы по программе  определяется через использование измеряемых параметров усвоения содержания программы «Семейный очаг».

Для этого разработаны различные позиции:

-    теоретические знания детей о семье и ее функциях;

-    сформированность практических навыков ведения домашнего хозяйства;

-    проявление родственных чувств к братьям и сестрам в семье и к    родственникам, не проживающим вместе;

-    уровень школьной адаптации;

-    уровень воспитанности;

-    умение реально оценивать действительность и характер жизненных проблем.

Каждая позиция имеет перечень измеряемых параметров.

         Первый этап мониторинга проводится во время пребывания ребенка в детском доме. Используются различные формы выявления результативности усвоения содержания программы, например: тестирование, беседы, итоговые воспитательные мероприятия, заполнения воспитателями таблиц с измеряемыми параметрами на каждого воспитанника и т.д. Кроме того, ведется наблюдение за снижением заболеваемости детей, их успеваемости в школе и поведением.

      Второй этап оценки эффективности программы проводится после того, когда ребенок поступит в учреждение профессиональной подготовки. Проводятся беседы с педагогами учреждения, где учится выпускник. На протяжении всего периода обучения прослеживается, как ребенок использует знания, идеи, ориентиры, заложенные в детском доме.

       И заключительный - третий этап - когда окончательные выводы делаются в течение последующих лет. За это время должны реализоваться задачи дальнейшей перспективы: воспитанник должен получить профессию, создать собственную семью, сохранить ее, иметь детей, нести ответственность за них, сам их воспитывать, быть рачительным, деловым хозяином, умело организующим быт семьи. Источником сведений для такого анализа могут быть встречи, переписка, приезд в гости и т.д.

       Итак, каких же результатов мы достигли за годы внедрения программы «Семейный очаг»?

     При совместном проживании детей–родственников заметно улучшились взаимоотношения старших и младших, создается гуманная среда, где старшие члены семьи заботятся о маленьких, помогают им, а главное получают опыт, знания, умения проживать в семье. Ярко проявляются такие отношения во многих семьях нашего детского дома, особенно где более двух детей.

Одним из основных моментов данной программы является  принцип постоянства  и преемственности. Дети, поступающие в наше учреждение, с самого начала закрепляются за одной группой-семьей, живут на протяжении всего пребывания в детском доме в данной группе, в своей спальне, имеют свою мебель и принадлежности. Воспитатели работают только в своих закрепленных группах  на протяжении многих лет. Воспитанники привыкают к своим  наставникам, которые ведут их по жизни не только в детском доме,  но и после выпуска остаются самыми близкими и авторитетными для своих питомцев.

Исходя из опыта, можно сделать вывод, что комплектование по разновозрастному принципу с сохранением родственных отношений позволяет каждому ребенку понять самого себя и других людей. Все проблемы воспитанники и воспитатели  решают сообща.

 Дети становятся более уверенными в себе, подготовленными к жизни вне стен детского дома. За последние два года из 14 выпускников  шесть поступили в  ВУЗы. Раньше в основном дальнейшее обучение продолжали только в училищах. Процент детей, обучающихся на «4» и «5», тоже с каждым годом увеличивается. У нас нет в школе коррекционных классов, поэтому дети все обучаются по традиционной программе. 25% детей стали хорошистами. И для коллектива и для самих детей это очень большое достижение, т.к. практически все дети приходят педагогически запущенные.

      На основе анализа результатов воспитательной работы детского дома  по программе «Семейный очаг» можно сделать следующие выводы: 

1.Усвоение теоретических знаний воспитанниками о семье и ее функциях составило в среднем  80%  от общего числа детей

2.Сформированность практических навыков ведения домашнего хозяйства возросло с 62% до 86%.

3. Проявление родственных чувств к братьям и сестрам  до 73% .

4. Уровень школьной адаптации – 86%:

     - успеваемость-100%;

     - повышение качества обучения от 8% до 25%.

        5. Снижение заболеваемости воспитанников.

6. Средний уровень воспитанности – 86%.

7. Улучшились результаты участия воспитанников в творческих конкурсах,     олимпиадах, в научно-практических конференциях, в спортивных мероприятиях не только на  районном уровне, но и на республиканском.

8. Хорошие отзывы о наших воспитанниках от руководства летних оздоровительных лагерей и санаториев. В благодарственных письмах было отмечено, что в сравнении с домашними детьми, наши дети сами без напоминания аккуратно заправляли постели, следили за чистотой, за внешним видом, ежедневно меняли одежду, тщательно следили за чистотой своего тела. Были отмечены и такие качества как доброта и ласковость, вежливость, дружба и коллективность.

9. В нашем детском доме не зафиксировано ни одного побега.

10. На учете  в комиссии по делам несовершеннолетних наших воспитанников нет.

       Проанализировав полученную при мониторинге информацию, можно сделать вывод об успешности данного проекта и его значении для ребенка. Так, если воспитанники будут подготовлены к взрослой самостоятельной жизни, то уменьшится вероятность пополнения детских домов их детьми (профилактика сиротства), сократится преступность среди выпускников детских домов, вероятность увеличения благополучных семей.

В ходе практической  работы структура данной программы постепенно совершенствуется. Планируется включить в программу отдельный раздел по семейным формам устройства детей-сирот (приемная семья, патронатная семья) и обучению детей общению в замещающих семьях. Воспитательная работа не должна заканчиваться с выпуском ребенка из детского дома, требуется сопровождение выпускника и в дальнейшей его жизнедеятельности.

 

Проблема социального сиротства  остается очень актуальной на протяжении  нескольких лет. Для  положительного решения  этой проблемы необходимо  на государственном уровне   создать институт семьи, в регионах   и на местах больше уделять  внимания   работе с семьями, создавать  центры семейного воспитания, где  специалисты  будут оказывать помощь семьям, проводить консультативную,  методическую,  психологическую и очень важную  профилактическую работу.

Комментарии
Добавить новый Поиск
Алена Алексеевна  - социальная адаптация воспитанников     |37.29.88.xxx |2014-02-20 17:22:05
Как решается проблема постинтернатного
сопровождения?
Оставить комментарий
Имя:
Email:
 
Веб-сайт:
Тема:
UBB-Код:
[b] [i] [u] [url] [quote] [code] [img] 
 
 
:D:):(:0:shock::confused:8):lol::x:P:oops::cry:
:evil::twisted::roll::wink::!::?::idea::arrow:
 
Пожалуйста, введите проверочный код, который Вы видите на картинке.
Русская редакция: www.freedom-ru.net & www.joobb.ru

3.26 Copyright (C) 2008 Compojoom.com / Copyright (C) 2007 Alain Georgette / Copyright (C) 2006 Frantisek Hliva. All rights reserved."